НА ФОРУМАХ
259
2
34
167
1

Эх.., Дуня..., Дуняша.....

Евдокия Фёдоровна Лопухина  вошла в русскую историю, как последняя царица Руси. После неё уже всех царствующих женщин величали Императрицами. Жена царя, бабка императора, монашка - не простая судьба. Так кем же она была... последняя русская царица...?
Будущая царица при рождении получила имя Прасковья (по другим данным – Авдотья) Илларионовна Лопухина. Она родилась (30 июля) 9 августа 1669 года в родовой вотчине селе Серебрено Мещовского уезда. Ее отец изначально был стряпчим при дворе царя Алексея Михайловича, а уже при Федоре Алексеевиче стал сначала полковником и стрелецким головой, а позже – государевым стольником и окольничим. Дети в семье Лопухиных – приверженцев старины – воспитывались в строгих традициях православия и Домостроя, в том числе и Прасковья, которая, по свидетельству современников, была хороша собой.
Давайте только не будем забывать, что наше с Вами  "хороша собой" очень сильно отличается от представлений о женском очаровании того времени.
Я вот только недавно столкнулся с тем, что оказывается мало кто из современных женщин знает, что на .Руси , также как и в Японии, красавицы зачерняли себе зубы.  Вы себе этакую красоту представляете -  круглое лицо ( щёки должны быть округлыми и налитыми), покрытое толстым слоем белил, поверх которых намалёван свекольный румянец.... и чёрные зубы в карминовом оскале губ...?   Упссс.......!  Столкнулся где-нить в сумерках с этакой-то красотищей внезапно... и ВСЁ....!  Как минимум, стал заикой.... Ну, да ладно... - у каждого времени свои причуды...

a743d0ebada640da88e60b5870131a22.jpg

Она была выбрана в качестве невесты юному Петру Алексеевичу его матерью – царицей Натальей Кирилловной – без всякого согласования на то с женихом (хотя в то время согласия молодых особо и не спрашивали). Да и юному Пете, похоже, маменькин выбор был ... по барабану, т.к. по многочисленным свидетельствам увлечён был в то время  наш будущий великий реформатор совсем не женщинами.  На выбор царицы повлияло то, что род Лопухиных был многочисленным и входил в число союзников Нарышкиных. И она надеялась, что они помогут в укреплении положения Петра в качестве самовластного государя, будучи популярными в стрелецких войсках, которые на тот момент больше симпатизировали сестре Петра Софье.
В связи с бракосочетанием, имя невесты «Прасковья» было изменено на более благозвучное и приличествующее царице «Евдокия», а возможно и по причине, чтобы оно не совпадало с именем жены соправителя Петра I – супруги Ивана V, Прасковьи Салтыковой. А также было изменено и отчество – на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни рода Романовых – Феодоровской иконы). Отец же ее получил чин боярина. Венчание Петра I и Евдокии Федоровны Лопухиной состоялось 27 января 1689 года в церкви Преображенского дворца под Москвой. Через год у них родился первенец – царевич Алексей Петрович, а затем еще два сына, но младшие, Александр и Павел, умерли в младенчестве., что не стоит вменять в вину Евдокие, т.к. все дети Петра, рождённые от различных женщин, не отличались повышенной жизнестойкостью по причине  сомнительного здоровья самого Петра.
Хотя первые годы замужества были спокойными, но Евдокия, воспитанная по старинным теремным обычаям, не разделяла интересов энергичного и прозападного мужа и не имела на него никакого влияния. В основном она занималась благоустройством церквей и монастырей. Поэтому не удивительно, что молодой царь довольно быстро стал все чаще покидать жену ради любимых потех. Все это привело к разладу между супругами. К тому же, царица Наталья Кирилловна относилась к невестке с большой неприязнью, обвиняя ту в неспособности удержать подле себя неугомонного мужа и в смерти детей.
Усугубило положение Евдокии и связь Петра с Анной Монс, с которой он познакомился в 1692 году в Немецкой слободе. Но видимость брака сохранялась, пока была жива мать царя, а после смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с женой переписку. И хотя Евдокию называли царицей, и она жила с сыном в Кремле, но другие Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Покинутая мужем, молодая царица замкнулась в кругу недовольных политикой Петра. Да и вообще... - должна же она была хоть с кем - нибудь общаться..?  Он же занятый реформами,  в 1696 году отправился за границу и вскоре, находясь в Лондоне, письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода).

732c89855d9d8c2343717853d68fb8e1.jpg

Что вытворял сам Пётр со товарищи, находясь за границей, вообще никакому разумению не поддаётся, но это тема отдельного повествования.  Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына, но по возвращении из-за границы летом 1698 года Петр, не смотря на протесты жены, под конвоем отправил ее в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она насильно была пострижена под именем Елены. Причем содержания от казны ей назначено не было – ее «кормили» родственники, а царевича Алексея перевезли на воспитание тетке, царевне Наталье Алексеевне, любимой сестрице Петра, о непростой судьбе которой мы тоже как-нибудь поговорим.
Однако Евдокия лишь полгода носила иноческое платье и соблюдала обеты монастырского общежития, а затем, оставаясь в монастыре, возобновила светский образ жизни. А в 1709 году вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. К тому же она стала своеобразным «центром» партии, враждебной Петру, поскольку в высших кругах русского общества еще сохранялось сочувствие к сосланной царице. Кто-то считал, что Петр примирится с женой, оставит Петербург и свои реформы, а Евдокия вновь станет царицей. Однако, все это открылось во время так называемого Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, когда Петр узнал про жизнь Евдокии в монастыре. Она была арестована и со всем окружением доставлена в Москву. Еще в дороге в письме к мужу Евдокия призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть», т.к. прекрасно была осведомлена о чудных манерах своего мужа, не отказывавшего себе в удовольствии лично пытать заключённых в пытошных застенках.

93801fce4f1e37a17de8792699cb3e08.jpg

После следствия и в результате царского суда, были казнены многие приближенные Евдокии, в том числе монахини суздальских монастырей и майор Глебов, другие были сосланы, посажены в тюрьму, лишились своих санов и должностей. В июле 1718 года умер ее единственный сын, царевич Алексей, а еще через полгода был казнен ее брат Абрам Лопухин. Но по отношению к Евдокии Петр ограничился новой «ссылкой» – в Ладожский Успенский монастырь, где она жила под строгим надзором до кончины императора. С приходом к власти новой супруги Петра I – Екатерины, ее отправили в Шлиссельбург, где также держали в строго секретном заключении как государственную преступницу под именем «известной особы».
Лишь через несколько месяцев после воцарения Петра II – внука Евдокии – в 1727 году, она была с почетом перевезена в Москву и поселена в Новодевичьем монастыре, где и прожила до конца жизни. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства бывшей царицы с изъятием всех порочащих ее документов и отменил свое решение 1722 года о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол. Евдокии было выделено большое содержание и особый двор. Петр II и Анна Иоанновна относились к ней с уважением, как к царице, но никакой роли при дворе Лопухина не играла, что , в принципе, и не удивительно.
Добившись под конец своей жизни восстановления своего положения, пережив своего мужа, сына и даже внука, Евдокия Федоровна Лопухина прожила в довольстве остаток жизни и скончалась (27 августа) 7 сентября 1731 года в Москве, в Новодевичьем монастыре, где и была похоронена в соборной церкви.
      Вряд ли у кого-то повернётся язык назвать судьбу этой женщины .. счастливой.  Просто - СУДЬБА...

Блистательная и необыкновенная. О дочери Пушкина

Екатерина Великая

Иван Грозный

Здоровый свет